РУС

О ПРОЕКТЕ

ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает на своем сайте публикацию электронного каталога и представляет музейное собрание немецкой гравюры XV–XX веков. Сайт «Немецкая гравюра» будет состоять из четырех частей. Первые две – «Альбрехт Дюрер и его учителя» и «Альбрехт Дюрер и его современники» – посвящены периоду наивысшего расцвета немецкой графики, разнообразно и качественно представленной в собрании Музея. Две другие части будут включать гравюру мастеров Германии, Австрии и Швейцарии в хронологическом порядке: «От маньеризма до неоклассицизма» и «От романтизма до конца XX века». По замыслу авторов, на сайте почти не будет отражена репродукционная гравюра, которая в Германии получила развитие в XVII–XVIII веках, но была менее интересной, чем в других странах Европы. Всего предполагается разместить более тысячи авторских гравюр.

Немецкая часть графической коллекции ГМИИ исторически сложилась в Румянцевском музее Москвы в 1862 году. В течение XIX–XX веков благодаря дарам, завещаниям и приобретениям этот раздел собрания превратился в один из самых ценных и привлекательных. В настоящее время в нем насчитывается свыше 22 тысяч произведений. Московская коллекция – вторая в России после собрания Государственного Эрмитажа – обладает множеством шедевров мастеров немецкого Возрождения. Они будут представлены в первой и второй частях сайта, которые можно было бы объединить под общим названием «Эпоха Альбрехта Дюрера».

Первая часть сайта – «Альбрехт Дюрер и его учителя» – знакомит с самыми ранними немецкими гравюрами, хранящимися в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Она состоит из трех разделов. Главный раздел представляет полное музейное собрание гравюр Альбрехта Дюрера, включая вторые и третьи экземпляры; другие разделы знакомят с избранными гравюрами его учителей – М. Вольгемута и М. Шонгауэра, а также копиями художников разных стран и эпох с гравюр Альбрехта Дюрера. Основная задача первой части сайта – показать характер собрания гравюр Дюрера в ГМИИ им. А.С. Пушкина, его ценность и значимость, которая определяется не только количеством работ художника, но и качеством отпечатков.

Известно, что огромная популярность гравюр А. Дюрера в Европе привела к массовому тиражированию их как при жизни мастера, так и после его смерти. От этого доски сильно изнашивались, и в поздних отпечатках наблюдается общая серая и маловыразительная тональность, в то время как прижизненные издания отличаются большей сочностью черных тонов и тончайшими нюансами серого. Датировка каждого листа основана либо на водяном знаке бумаги, либо на состоянии доски, которое приводится в справочнике Медера.

Сайт рассчитан как на специалистов и коллекционеров, так и на широкого пользователя – любителя гравюры, интересующегося этим видом искусства, его техническими и стилистическими особенностями. Поэтому наряду с данными специального характера приводятся сведения о каждой гравюре, пояснения к сюжетам и ссылки на основные источники и справочники.

Сведения о каждой гравюре расположены в следующем порядке: сначала приводятся общие данные, относящиеся к доске, которые включают название, подпись, надпись, дату, размеры. Затем дается ссылка на справочники. После этого идут сведения об основном музейном отпечатке: время изготовления отпечатка, водяные знаки бумаги, происхождение и инвентарный номер. В примечаниях поясняется датировка основного листа, даются сведения о других музейных отпечатках, указываются все известные места нахождения сохранившихся досок и имена представленных на сайте художников, копировавших гравюры Дюрера.

Все гравюры Альбрехта Дюрера сгруппированы по техникам, внутри каждого раздела сначала даны серии, а затем отдельные листы в хронологическом порядке. Гравюры, входящие в серии, расположены в последовательности сюжетов, а не в хронологическом порядке.

Русская транскрипция названий гравюр взята из каталога А.А. Сидорова; время создания гравюр, при отсутствии авторской даты, определяется по иллюстрированному изданию Барча (TIB). Поля на многих листах отсутствуют, поскольку были обрезаны еще при жизни автора, поэтому приводятся только размеры оттиска. Первая цифра означает вертикальный размер, вторая – горизонтальный. Все размеры даны в миллиметрах. Водяные знаки расшифровываются по справочникам Медера и Брике. Если на гравюрах есть знак коллекционера, приводится вся история листа. В тех случаях, когда его нет, дается ссылка на Румянцевский музей, откуда поступило основное собрание гравюр и рисунков в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Надписи на гравюрах воспроизводятся не факсимильно, а лишь в их точном воспроизведении.

В список литературы об Альбрехте Дюрере включены общие работы на русском языке, а также основные монографии и труды на иностранных языках, которые касаются творчества Дюрера-гравера.

Собрание: Отдел гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина
Автор проекта: Галина Семёновна Кислых, ведущий научный сотрудник — хранитель коллекции немецкой графики XV—XX веков
Объем: 295 гравюрных листов

НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ:

Автор научных описаний и текстов статей, научный куратор: Галина Семёновна Кислых

Редактор: Лариса Платова
Корректор: Юрий Котляр

Перевод на английский язык: Алексей Терещенко
Перевод на немецкий язык: Астрид Фольперт (Astrid Volpert, Berlin)

Технический руководитель проекта: Владимир Определёнов
Дизайнеры: Александр Кизяченко, Михаил Угольников
Программист: Светлана Кузнецова
Ответственный технический редактор, контент-менеджер: Юлия Бузина
Высокоточная цифровая съемка: Артем Белобородов, Сергей Лосев, Дмитрий Лосев, Владислав Шевердин
Обработка изображений: Светлана Гершман, Владимир Козуб, Анна Шутова

Автор выражает благодарность:
Юлии Евгеньевне Краснобаевой, старшему научному сотруднику Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранителю коллекции западноевропейских монет и медалей