РУС

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР

1471–1528
Германия

Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый

Дюрер родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года. Он был третьим ребенком в семье известного нюрнбергского ювелира Альбрехта Дюрера Старшего. После окончания латинской школы в 1484 году тринадцатилетний мальчик начинает работать в мастерской отца в качестве подмастерья, где приобретает первые художественные навыки и учится ремеслу ювелира. В эти годы появляются его первые рисунки и возникает острое желание быть живописцем. С большим сожалением Дюрер Старший отпускает Альбрехта на три года в обучение к Михаэлю Вольгемуту – самому знаменитому нюрнбергскому живописцу, иллюстратору и граверу. В мастерской Вольгемута в 1486–1489 годах Альбрехт не только изучает живопись, но и узнает все особенности техники гравюры на дереве. Возможно, участвует в работе над иллюстра­циями к «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя.

↓ Показать биографию

В 1490 году, как было принято в то время, начинающий художник отправляется в странствие по немецким землям, посещает города Германии и Швейцарии. Засвидетельствовано его пребывание в Кольмаре, Базеле, Страсбурге. К этому периоду относится возникновение первой гравюры на дереве «Св. Иероним в келье». Предположительно, в Базеле участвует в создании иллюстраций к комедиям Теренция, к «Турнскому рыцарю», к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта. Первый живописный автопортрет, созданный художником, датируется 1493 годом.

В 1494 году возвращается в Нюрнберг и женится на Агнесе Фрей – дочери друга отца. После женитьбы получает возможность открыть собственную мастерскую, но вскоре уезжает в Италию. Первое путешествие в Италию, через Клаузен (Кьюза) и Триент (Тренто), относится к 1494–1495 годам. По дороге в Италию создает серию пейзажных акварелей. Останавливается в Венеции, где знакомится с работами лучших итальянских живописцев – Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Джованни Беллини. В 1495 году возвращается в Нюрнберг. С этого времени начинается самостоятельная деятельность художника как живописца и гравера.

В 1498 году выходит его серия гравюр на дереве «Апокалипсис». В ней отразились настроения, царившие в Германии накануне мощных религиозных и социальных потрясений. Совершенно новый образный язык, доходчивый и понятный широкому зрителю, приносит художнику известность как в Германии, так и в других странах. В конце 1490-х годов Дюрер обращается к технике гравюры на меди и становится первым мастером Германии, в творчестве которого обе техники (гравюра на дереве и гравюра на меди) будут существовать параллельно, дополняя друг друга. Основная тематика его ксилографий всегда связана с библейскими и евангельскими сюжетами. Занимаясь резцовой гравюрой, помимо религиозных сюжетов, Дюрер будет обращаться к современной и мифологической темам, решать художественные проблемы. С 1500 года он планомерно и тщательно изучает перспективу, пропорции человека и животных, конструирует построение фигур (резцовые гравюры на меди: «Немезида», «Адам и Ева», «Большой конь» и «Малый конь»). К этому времени относится начало работы над серией «Жизнь Марии».

В 1505–1507 годах Дюрер предпринимает второе путешествие в Италию. Важной целью этой поездки было желание отстоять свои авторские права, так как многие итальянские мастера не просто копировали гравюры Дюрера, но и ставили его монограмму на своих работах. Такова была уже в начале XVI столетия популярность гравюр художника. В 1507 году Дюрер возвращается в Нюрнберг. Он получает множество заказов на портреты, картины и большие алтарные композиции. К этому времени относятся первые рукописные наброски к теоретическим трудам.

Период 1500–10-х годов – самый плодотворный в творчестве художника. В 1507–1508 годах возникает серия «Страсти» (гравюры на меди), на 1511 год приходится второе издание «Апокалипсиса», издание серий «Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти» (гравюры на дереве). В 1513–1514 годах Дюрер создает свои знаменитые «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия». С 1512 по 1519 год работает для императора Максимилиана (рисунки для «Триумфальной арки», «Триумфальной процессии» и для «Молитвенника» Максимилиана). К 1515–1518 годам относятся опыты художника в другой технике – он создает шесть офортов.

В 1520–1521 годах предпринимает поездку в Нидерланды через Бамберг, Франкфурт, Кёльн. Останавливается в Антверпене и Брюсселе, посещает Брюгге и Гент. Знакомится с произведениями нидерландских мастеров. Поездка имела большое значение для художника, так как после смерти императора Максимилиана Дюреру необходимо было получить подтверждение нового императора Карла V на сохранение привилегий, выданных ему еще Максимилианом. Дюрер присутствует на коронации Карла V в Аахене. Затем в Кёльне происходит его встреча с новым императором, в результате которой художник получает разрешение на дальнейшую выплату пенсии. Во время путешествия Дюрер ведет дневник, который позволяет подробно восстановить и маршрут поездки, и его встречи с известными людьми и художниками, и его знакомство с разными необычными и редкими предметами. В Нидерландах происходит его встреча с Эразмом Роттердамским. Однако во время этой поездки Дюрер заболевает неизвестной «удивительной болезнью» (возможно, малярией), от приступов которой страдает до конца жизни. Позднее это заболевание приводит к смерти художника.

В 1521 году он возвращается в Нюрнберг. В 1524–1526 годах создает серию портретов в гравюре на меди. Это изображения самых знаменитых немецких политических и религиозных деятелей, а также известных гуманистов. В эти годы, помимо занятий живописью и графикой, Дюрер работает над своими теоретическими трудами. В последние годы жизни художника были опубликованы его основные трактаты: «Руководство к измерению» и «Наставление к укреплению городов». В 1528 году посмертно изданы «Четыре книги о пропорциях».

Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 года.