РУС

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (ЭРАЗМ ДЕЗИДЕРИЙ РОТТЕРДАМСКИЙ)

1467/69–1536

Ученый-гуманист, писатель, филолог, богослов, крупнейший деятель Северного Возрождения

Первоначальное образование Эразм получил в монастырской школе. В 1486 году стал монахом, вступив в братство каноников-августинцев. Шесть лет провел в монастыре, изучая древние языки, работы античных и раннехристианских авторов. Затем учился в Парижском университете (1495–1499). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался признанием во всей Европе. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.

Впервые посетив Лондон, познакомился с Томасом Мором и долгое время поддерживал с ним дружеские отношения. Известность Эразму Роттердамскому принесло первое издание сборника поговорок и крылатых слов античных и раннехристианских авторов, вышедшее в 1500 году.

С 1506 по 1509 годы Эразм жил в Италии. В туринском университете ему была присвоена степень доктора богословия. Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Кембридже. Находясь в гостях у Т. Мора в Лондоне (1509), закончил прославившую его философскую сатиру «Похвала Глупости», которая была издана в 1511 году. В этом произведении в шутливо-серьезном тоне он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества. В 1513 году уехал в Германию, где провел два года. Карл V, ставший его покровителем, после 1519 года назначил ученому постоянное жалование.

В последние годы Эразм обосновался в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней, периодически покидая его ради посещения других стран. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с издателем И. Фробеном, который печатал большинство трудов гуманиста. В 1517 году он осуществил издание греческого оригинала Нового Завета с обширными комментариями Эразма, в 1519 году ученый издал собственный латинский перевод Нового Завета.

Эразм создал систему нового богословия, которую называл «философией Христа». В ней на первый план выносилось нравственное поведение человека в соответствии с заповедями Христа, а не обрядовая сторона христианства. В 1501 году был написан религиозно-этический трактат «Руководство христианского воина» (издан в 1504), в котором сформулированы основные принципы «философии Христа». Этот трактат был знаком Дюреру и, как предполагают, он опирался на него в работе над своими «Мастерскими гравюрами». Эразм стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм». Он выступал против бездуховной обрядности церкви, культа реликвий и потому стал предтечей Реформации. Но он не принял жестокого фанатизма протестантов и особенно беспредельного унижения человека перед Богом, характерного для лютеранства, поэтому порвал с Лютером, которого первоначально поддерживал.

Из огромного наследия Эразма Роттердамского наиболее известны его «Похвала Глупости» (1509, русский перевод 1960) и «Разговоры запросто» (1519–1535, русский перевод 1969). Сохранилась обширная переписка Эразма Роттердамского, который был большим мастером эпистолярного жанра.

Дюрер лично познакомился с Эразмом во время своей поездки в Нидерланды в 1520–1521 годах и сделал его портрет.