РУС

ХУДОЖНИКИ

О КОЛЛЕКЦИИ

История собрания немецкой графики Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина теснейшим образом связана с историей Гравюрного кабинета, возникшего в московском Румянцевском музее в 1861 году, когда император Александр II подарил Москве 20 170 гравюр из дублетов Эрмитажа. Дар Александра II включал работы крупнейших классических граверов, что позволило в 1862 году, ко дню открытия Румянцевского музея для публики, организовать первую выставку под названием «Великие мастера гравюры». Среди выставленных произведений было немало первоклассных гравюр Альбрехта Дюрера. Они до сих пор остаются одними из лучших отпечатков этого мастера в коллекции Музея.

За 150 лет своего существования собрание Гравюрного кабинета выросло почти в 20 раз и насчитывает в настоящее время около 400 тысяч листов, в том числе более 22 тысяч произведений, созданных художниками, работавшими в Германии, Австрии и Швейцарии с XV по XX век.

Собрание гравюр Дюрера в ГМИИ им. А.С. Пушкина включает 215 листов (121 гравюр на дереве, 88 резцовых гравюр, 2 гравюры сухой иглой и 4 офорта), а также большое количество копий и отпечатков более позднего времени. Качество оттисков неодинаково, но в целом оно высокое. Наибольший интерес представляют десять редких пробных отпечатков с деревянных досок из серий «Жизнь Марии», «Большие страсти» и «Апокалипсис».

В отличие от наследия Альбрехта Дюрера, собрание гравюр его учителей в ГМИИ им. А.С. Пушкина весьма невелико. Из 117 гравюр на меди, созданных Мартином Шонгауэром, в Гравюрном кабинете хранится лишь 19 листов и несколько копий с работ этого художника. Иллюстрации Михаэля Вольгемута к «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя в музейном собрании присутствуют лишь в виде гравюр, вырезанных из книг.