РУС

ГРАВЮРА НА МЕДИ

Резцовая гравюра на меди, или «классическая» гравюра возникла в первой половине XV века в мастерских ювелиров. Ювелиры, проверяя изображения, нанесенные на серебряные или золотые пластины, делали оттиски на бумаге. Так возникла идея тиражировать такие изображения. Вплоть до наших дней в работе над резцовой гравюрой применяют те же инструменты, которыми пользовались ювелиры. Это резцы (штихеля), пунсоны для наколачивания точек, шлифовальные гладилки для выравнивания поверхности доски, шаберы для срезания заусенцев.

Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры. В отличие от высокой печати, в резцовой гравюре линии рисунка вырезали резцом на доске и изображения выглядели углубленными. Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя ее остатки с поверхности доски. На полированную доску накладывали влажный лист бумаги и печатали под сильным давлением, прокатывая валики специального станка. Первыми досками служили медные пластины. Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди.

Резцовая гравюра исключительно трудоемкая техника и требовала большого профессионализма. Гравер должен был обладать большими знаниями и уверенным мастерством. Он работал кропотливо, осторожно и медленно, так как не было возможности внести существенные исправления. Первые резцовые гравюры возникли в профессиональной среде ювелиров и отличались от ксилографии более высоким художественным качеством. Со второй половины XV века гравюрой на меди стали заниматься профессионалы-живописцы. Они привнесли в гравюру живописные задачи и сделали ее самостоятельным видом искусства.

В резцовой гравюре художник работает линией и штрихом. Строгая ритмичность и точность движения линий в обрисовке формы, многообразие штрихов и их направление, различная глубина линий и штрихов дают художнику возможность приблизиться к светотеневому построению пространства, образов и деталей, добиться определенного тонального решения в изображении. Это привело резцовую гравюру к потере самостоятельности как вида искусства и постепенному превращению ее в репродукционную технику, которая стала тиражировать и популяризировать произведения живописи, скульптуры и рисунка.

Мартин Шонгауэр

НЕСЕНИЕ КРЕСТА

Около 1473 – 1489

Лист 8 из серии «Страсти»

Мартин Шонгауэр

ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ

Около 1473 – 1480

Лист 10 из серии «Страсти»

Мартин Шонгауэр

РАСПЯТИЕ

Около 1473 – 1489

Лист 9 из серии «Страсти»

Мартин Шонгауэр

МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ

Около 1473 – 1489

Лист 1 из серии «Страсти»

Страницы1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11