РУС

ГРАВЮРА НА ДЕРЕВЕ

Гравюра на дереве, или ксилография возникла в Европе на рубеже XIV и XV веков. Появилась она в мастерских резчиков по дереву и мастеров по набивке тканей.

Гравюра на дереве относится к технике высокой печати – одному из трех видов гравюры. Для ксилографии используют деревянную доску, обычно грушевую или буковую. Для ранних ксилографий, которые назывались продольными или обрезными гравюрами, применялись доски продольного распила. Такие доски могли достигать больших размеров. Так как волокна дерева шли параллельно поверхности, каждая линия рисунка, нанесенного на доску, обрезалась с двух сторон остроконечным ножом, а фон удалялся. Получался своеобразный рельеф линейного рисунка, на который наносилась краска. Лист бумаги притирали к доске тряпкой или специальной косточкой для притирки бумаги и получали отпечаток. Позднее для печати гравюр стали использовать типографский станок. Ввиду того что ксилография была тесно связана с книгопечатанием, очень рано в этой технике произошло разделение труда. Художник создавал рисунок, резчик резал гравюру, печатник в типографии делал оттиски с досок. Опытные мастера ксилографии хорошо знали особенности резьбы по дереву и, создавая рисунки для обрезной гравюры, учитывали их. Известно, что А. Дюрер, учась в мастерской М. Вольгемута, а также во время путешествия по немецким землям, неоднократно принимал участие в работе резчиков. Став самостоятельным художником, он имел своих мастеров-резчиков, работавших под его наблюдением. Большое значение придавал Дюрер и качеству отпечатков, поэтому всегда следил за работой печатников, пока не добивался необходимого эффекта.

При работе в обрезной гравюре на дереве возникают определенные трудности, так как сопротивление волокнистого материала ножу неравномерно на разных участках доски. Рельефные линии рисунка, вырезанного на доске, очень хрупкие. От частого использования доски (тиража) они начинали ломаться и выпадать, в композиции образовывались пустоты. Постепенно изображения погибали, и доски выбрасывали, поэтому до наших дней сохранилось мало старых досок.

Но, в отличие от углубленной гравюры, деревянная доска с вырезанным на ней изображением близка к типографскому набору. Картинка хорошо ложится на странице книги рядом с текстом и часто используется в книжной иллюстрации.