РУС

КАРДИНАЛ АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГСКИЙ

1490–1545

Кардинал

Альбрехт Бранденбургский личность многогранная и противоречивая. Принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. В возрасте 23 лет стал архиепископом Магдебургским, а через пять лет был уже кардиналом. Резиденцией его стал замок Морицбург в Галле. В 1506 году основал университет во Франкфурте-на-Одере. Современник Лютера, покровитель Дюрера, Кранаха, Грюневальда, Бальдунга Грина. Играл большую роль в религиозной, политической и культурной жизни Германии начала XVI века.

С одной стороны, Альбрехт покровительствовал гуманистам и в 1515 году даже пригласил к своему двору писателя Ульриха фон Гуттена, с другой – в 1517 году он поддержал папу Льва Х и стал продавать индульгенции. Половина прибыли от продажи шла в Рим, а вторая – на погашение его долгов банкирскому дому Фуггеров. Продажа индульгенций послужила поводом для обнародования Лютером «95 тезисов», направленных против подобных действий католической церкви. Они стали началом движения Реформации, и Альбрехт оказался в стане противников Реформации. Тем не менее, в обмен на погашение долгов Альбрехт разрешил своим протестантским подданным в Магдебурге религиозную свободу. Однако позже протестанты изгнали его из замка Морицбург, а замок сожгли. В ответ на это Альбрехт поддержал выступление императора против протестантов, в 1540 году первым из германских князей принял у себя в Майнце иезуитов, а в 1544 году на заседании рейхстага заключил с католиками договор на случай будущей войны с протестантами.

Альбрехт Бранденбургский был покровителем науки и искусства. Для убранства собора в Галле он поручил Лукасу Кранаху (другу Лютера и стороннику Реформации) написать 16 алтарей, состоявших в общей сложности из 142 картин. Этот заказ считается самым крупным в истории немецкого искусства. Кроме того, Альбрехт заказал Маттиасу Грюневальду створчатый алтарь Св. Эразма и Св. Маврикия. Кардинал покровительствовал также и Гансу Бальдунгу Грину. В 1541 году, когда Альбрехт был вынужден бежать из своего замка в Морицбурге, некоторые работы он смог забрать с собой. Среди них были произведения Лукаса Кранаха – любимого художника кардинала.

Противоречивость личности Альбрехта заключалась в том, что он считал свою меценатскую деятельность богоугодным делом во имя спасения души, а финансировал ее из средств, полученных от торговли индульгенциями.

Графический портрет Альбрехта был заказан Дюреру, который сделал 500 отпечатков с доски и отправил владельцу. Возможно, кардинал использовал эту гравюру как экслибрис.