РУС

Альбрехт Дюрер

1471–1528
Германия

Для увеличения нажмите на изображение

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С ТРЕМЯ ЗАЙЦАМИ

Около 1496

Сюжет:

Святое семейство

Монограмма

Гравюра на дереве

386×276 мм

Справочники:

B. VII, 102; M. 212; С. 105; TIB. X, 302

Отпечаток из собрания ГМИИ

Первая половина XVI века

Водяной знак:
неясен, так как лист дублирован на плотную бумагу

Происхождение:

Эрмитаж;
Румянцевский музей c 1862;
в ГМИИ с 1924

Инв. Г-2201

Описание:

На гравюре Альбрехта Дюрера «Святое семейство с тремя зайцами» (ок. 1497/1498) зайцы, резвящиеся у ног Мадонны, призваны символизировать её плодовитость и чудо непорочного зачатия. 

Как заяц, который в другом контексте (например, расположенный рядом с богиней чувственной любви Венерой) будет символизировать не непорочность, а похоть, сладострастие, умудрился стать символом непорочного зачатия? В результате наблюдения за живой природой и толкования этих наблюдений.

Крестьяне заметили, что зайчихи, производящие на свет один выводок за другим, способны зачать новый выводок, еще не родив первый. И трактовали вторую беременность как непорочную. Отсюда и знак равенства между зайцами и Девой Марией.

Примечания:

отпечаток четкий, хотя доска потерта; внизу слева имеется трещина до 5 см. Еще нет трещины на левом зайце, которая появляется в отпечатках 1560-х годов, поэтому музейный отпечаток датируется до 1560 года (M. 212, до пункта «е»)