БАРЯТИНСКИЕ, СЕМЬЯ
Князья Барятинские – одна из старейших русских фамилий.
Князь Иван Сергеевич (1738–1811), начал службу при дворе Елизаветы Петровны, был ординарцем императрицы, а после ее смерти стал флигель-адъютантом Петра III. Екатерина Великая ценила ум князя Ивана Сергеевича и назначила его кавалером при наследнике; он же сопровождал Павла и великую княгиню Марию Фёдоровну, когда они под именем князей Северных путешествовали по Европе. В 1773–1785 годах занимал важный пост посланника при дворе короля Людовика XVI.
Князь Иван Иванович (1772–1825) оставил военную службу ради дипломатической. Был секретарем посольства в Лондоне, а затем посланником в Мюнхене при Баварском дворе. После смерти отца вышел в отставку, вернулся в Россию и поселился в своем курском поместье Ивановское. Здесь построил новую усадьбу Марьино, названную так в честь его жены Марии Фёдоровны
В Марьинском дворце была размещена вся коллекция Барятинских, которая создавалась несколькими поколениями этой семьи. Главная роль собирателя все же принадлежала князю Ивану Ивановичу, его интерес был многогранным: он коллекционировал живопись, скульптуру, графику, прикладное искусство
Князь Александр Иванович (1815–1879) – сын Ивана Ивановича, русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал. Унаследовав от отца страсть к собирательству, он приобретал материалы по истории России и славянских народов – книги, рукописи, документы, картины, гравюры, исторические портреты, оружие.
Князь Владимир Александрович (1880–1901) оказался одним из последних владельцев имения. После революции художественная коллекция Барятинских была конфискована и привезена в Москву. Из Государственного музейного фонда произведения, принадлежавшие князьям, направлялись в различные музеи: Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, Исторический музей, Музей мебели, Музей фарфора и другие. Так было разрознено некогда прекрасное собрание.
В 1918–1923 годах в Румянцевский музей поступило 27 ящиков с гравюрами из собрания князей Барятинских. Согласно музейным описям, только в 1922 году музей получил 14 832 работы различных художественных школ, в 1923 году – 1249 гравюр русской школы и в 1927 году еще 3679 гравюр западноевропейских школ. Общий объем составил 19 760 листов, преимущественно это были произведения европейских мастеров.