ПЛЯСКА СМЕРТИ
Один из вариантов представления европейцев о бренности человеческого бытия. Первые «Пляски смерти» – аллегорические сюжеты в изобразительном искусстве и словесности Средневековья – появились в Европе в середине XIV века и существовали вплоть до середины XVI века.
Пляска смерти – это своеобразный танец скелетов, посланцев смерти; танец смерти с новопреставленными. Традиционно в таких изображениях Смерть в образе скелета ведет к могиле представителей разных слоев общества. В основе этой аллегорической драмы лежала средневековая идея о ничтожности человеческой жизни, о равенстве всех перед смертью. Этот жанр получил распространение в живописи, скульптуре и графике. Он возник в Германии, быстро получил распространение во Франции, Англии и Италии. В Италии особой популярностью пользовалась тема «Триумф смерти». В отличие от северных стран, где среди героев этих сцен преобладал дух отчаяния и покорности, в Испании среди персонажей царил дух несогласия и противления.
В ранних изображениях в действии принимало участие до 24 персонажей, которых уводит смерть: от римского папы и императора до матери с ребенком. Постепенно число лиц увеличивалось; в серии Г. Гольбейна – одного из последних художников, изобразивших Пляску смерти, насчитывается 40 персонажей.